- Увертюра
-
УВЕРТЮ́РА (франц. ouverture — открытие, вступление) — инструмент, вступление к сочинениям крупной формы (опера, балет, оперетта, сюита, драматич. спектакль с музыкой и т. д.). Историч. корни У. — в фанфарных сигналах, открывавших оперу на заре ее существования (напр., вступительная токката к опере К. Монтеверди "Орфей", 1607). Прообразами совр. У. в 17 в. являлись интрады, многочастные канцоны и "синфонии". Форма т. н. французской У. была создана Ж. Б. Люлли в развитие венецианской модели У. по схеме "медленно— быстро — медленно". В противоположность ей для неаполитанской У. — предтечи инструмент, симфонии — характерна последовательность частей "быстро — медленно — быстро". В 18 в. Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк, В. А. Моцарт все более прочно привязывают У. к основному содержанию оперы. Такова и У. Е. И. Фомина к мелодраме "Орфей" (1792) — первый выдающийся образец драматич. симфонизма в рус. музыке.
В эпоху романтизма (на рубеже 18—19 вв. и позднее) получает распространение жанр концертной программной У. (Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, испанские У. фантазии М. И. Глинки "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде", "1812 год" П. И. Чайковского и др.), а также внешне импозантной оперной У.-попурри, со временем все более утрачивающей глубину и драматургическое значение. Реформаторы оперного театра 19 в. (Дж. Верди, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский) создают новый тип инструмент, вступления к опере, лаконично-концентрированного и непосредств. вводящего в действие. Позднее (в операх Дж. Пуччини, Р. Штрауса) вступление может редуцироваться до нескольких тактов. Подобный тип У. преобладает в опере 20 в., хотя в неоклассицистских, неоромантических по стилю произведениях могут воссоздаваться и иные модели У.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.